Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата у учащихся

Ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся при профи­лактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппара­та, главным образом функциональные нарушения осанки.

Ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся при профи­лактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппара­та, главным образом функциональные нарушения осанки. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. Учитывая эти моменты, профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников является очень важной.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании си­дячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприя­тий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата:

подбора мебели, соответствующей длине тела уча­щихся; контроля за позой учащихся во время занятий; контроля веса ранца; проведения физкультминуток на уроках; создания благоприятного двигательного режима и включения в занятия фи­зической культурой упражнений для формирования правильной осанки

Контроль за подбором соответствующей мебели и позой учащихся во время занятий

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом и приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Оптимальное положение стола для работы, который желательно поставить у окна, чтобы свет падал слева. Стол и стул должны быть по росту: ноги стоят под прямым углом, расстояние от глаз до тетради, книги — 30–35 см. Школьник не должен опираться грудью на стол.                                                  

Контроль веса ранца с ежедневным учебным комплектом для занятий

Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов — не более 1000 грамм. Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. В начальной школе, где превышение веса ежедневных учебных комплектов отмечается особенно часто, можно рекомендовать приобрести второй комплект учебников для работы в классе. Для определения веса ранца с учебниками в каждом конкретном случае, с учетом индивидуальных физических возможностей учащегося, правомерно использовать и такой подход: с физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10 % массы его владельца.

Создание благоприятного двигательного режима учащихся

Еже­дневная двигательная активность детей и подростков должна быть в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности складывается из утренней гим­настики, которую должен выполнять ежедневно каждый учащийся, меро­приятий, проводимых в образовательном учреждении — гимнастики до учеб­ных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, ди­намической паузы, спортивного часа в режиме продленного дня, уроков физкультуры и школьных соревнований, дней здоровья, а также подвижных игр на свежем воздухе, самостоятельных занятий физкультурой и дополни­тельных занятий в кружках физкультуры, группах общей физической подго­товки и спортивных секциях.

Проведение физкультминуток на уроках

Проведение физкультминуток — это эффективный способ поддер­жания работоспособности учащихся, поскольку во время физкультминуток обеспечивает­ся отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испыты­вающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Для проведения физкультурных ми­нуток может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений.

Развитие правильной осанки чем-то похоже на выработку условного двигательного рефлекса, который необходимо время от времени подкреплять безусловным — похвалой или поощрением. Таким условным раздражителем для ребенка могут послужить напоминания и замечания педагогов и родителей, но в первую очередь — понимание самим ребенком необходимости соблюдения правильного положения тела.

Последние новости

Завершено электронное предварительное голосование «Единой России»

В нем приняли участие приняли около трёх миллионов человек. «Единая Россия» остаётся единственной политической силой, которая отбирает кандидатов на выборы открытым и честным способом,

Об участии в нормотворчестве

Начальник отдела по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований В.А.

Абдулинский межрайонный прокурор потребовал от уполномоченных органов провести обследования технического состояния зданий образовательных учреждений

Абдулинской межрайонной прокуратурой проведена проверка безопасности проведения образовательного процесса на территории муниципального образования.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *